Владимир Столин
"У нас прекрасная работа: мало того, что занимаемся любимым делом, мы всегда общаемся с людьми, которые что-то делают и преуспевают в самые трудные времена".
Владимир Столин
Основатель "ЭКОПСИ"
В нашем бизнесе, чтобы он был успешным, должны соблюдаться всего два условия. Первое – не исчезать с рынка ни при каких обстоятельствах. Иногда появляется серьезный соблазн закрыться. Так было в 1998 году, когда внезапный кризис разорил многих наших клиентов. В течение двух недель у нас не было ни одного проекта. Это большое испытание для компании, которая живет исключительно за счет клиентов. Мы его выдержали: сократили расходы до минимума и расширили услуги до максимума. Постоянно искали, чем еще мы можем быть полезны. Любой стресс дает толчок к появлению новых идей. А вообще у нас прекрасная работа: мало того, что занимаемся любимым делом, мы всегда общаемся с людьми, которые что-то делают и преуспевают в самые трудные времена.
Дать свободу талантливым людям
Второе условие – дать свободу талантливым людям. Сейчас многие говорят о творческом потенциале, но вообще для консалтинга такой подход не типичен. В хорошо структурированной западной консалтинговой компании никакого творчества талантливых людей не предусматривается. Есть технологии, базы данных, наработанные приемы. Человек их осваивает – и постепенно двигается по ступенькам карьерной лестницы. В «ЭКОПСИ» мы даем новичку возможность самому выбрать способ решения задачи: обсуждая свои действия со старшими коллегами и представляя клиенту результат своей работы, молодой сотрудник быстрее научится.
Наша работа состоит в том, чтобы консультировать клиентов. Как правило, это крупнейшие компании с талантливыми управленцами, большими бюджетами, правильно организованной структурой. С какой стати мы будем считать, что консультанты «ЭКОПСИ» умнее менеджеров из «Роснефти», «Росатома» или «Сбербанка»? Поэтому нужно уметь входить в особое состояние, когда начинаешь чувствовать себя ресурсом для этих умных людей. Именно таких сотрудников – умеющих поймать это творческое состояние, почувствовать кураж, ищет и адсорбирует «ЭКОПСИ». Мне очень приятно наблюдать коллег – совсем молодых ребят, которые не робеют перед громкими именами, крупными компаниями и способны предлагать нестандартные решения.

Вспомнилась, кстати, история о нестандартном подходе к ситуации. Еще в советское время, в декабре 1989 года, мы небольшой командой поехали в Сочи проводить тренинг. Все прошло замечательно, и вечером, все еще пребывая в эйфории и не выходя из творческого состояния, необходимого для проведения тренинга, мы пошли ужинать. В то время в ресторанах было модно заказывать песни, кавказцы – народ темпераментный, поэтому постоянно играла очень громкая музыка. Вскоре мы совершенно обалдели, но не уходить же голодными! Подозвали официанта, дали денег и попросили передать ансамблю, что москвичи заказали минуту тишины. Через несколько секунд замешательства ведущий объявляет «По просьбе наших московских друзей – минута молчания!» Раз пять мы этот фокус повторили…